?

Log in

No account? Create an account

Психотерапия как искусство

блог психолога Татьяны Мартыненко

Previous Entry Share Next Entry
Страдания не имеют цены
kreeyah
«Мы любим Христа - кровоточащего и распятого на кресте. Это наш символ.
Никто не интересуется Христом, воскресшим и вознесшимся на небеса. Мы
хотим быть мучениками, неудачниками; мы не хотим успеха: бедные деточки,
поклоняющиеся бедному ребенку».

                                                                                                             Карлос Кастанеда

(найдено уlarisa_shumilo)

  Не знаю, как так получилось, но в нашей культуре неистребимо живет идея про то, что в страдании есть некая ценность, которой можно расплатиться за какое-то благо в жизни. Может, это криво истолкованные идеи христианства, из которых все хотят повторить подвиг Христа на свой манер?..
  Я соглашусь еще, пожалуй, с тем, что "страдания и боль очищают душу" - но это скорее про извлеченный опыт из своих страданий, который возносит человека на другой уровень психической жизни.

  Но само по себе страдание не имеет цены. И это личное право каждого выбирать - страдать ли и мучиться, и при этом ждать, что это кто-то оценит и за это воздаст, или все же что-то делать для того, чтобы поскорее пройти какой-то сложный этап.

  Это ребенку лет 3-5 легко добиться своего, демонстрируя перед родителем свои невыносимые страдания, которые последнему выдержать не так-то легко. Но почему же у столь у многих закрепляется, по сути, та же самая схема в отношениях с Господом?!

  Похоже, что христианская идея "Бог страдал и нам велел", которая, кстати говоря, может иметь совершенно разные трактования, так ловко была искажена людьми в соответствии с их инфантильными привычками!
  Еще бы - это ведь так удобно быть по жизни мучеником и навязывать всем вокруг чувство вины, таким образом, почти гарантированно спасая себя от одиночества.  Или получать всегда что-то сверх, как бесплатный бонус, не прикладывая при этом никаких усилий, в отличие от других  - а так, на правах обездоленного... 

  Да как же много этого вокруг  - просто ужас какой-то!..

http://vkontakte.ru/topic-26768353_25595903

  • 1
самое "милое" в этом то, что ни от чего это дело не спасает - все бонусы выдаются не тебе, а, по сути, твоему страданию, которому пытаются заткнуть глотку. "Очень приятно" жить, осознавая, что все плюсы, которые выпадают тебе от окружающих, даются, чтобы ты уже наконец заткнулся и не пугал всех своим дискомфортом.

ну да... страдалец сам настолько верит в свои страдания, что ничего кроме в него уже и не вмещается... такой себе сплошной инь.

Да, интересная тема.

Насчет гарантированного спасания себя от одиночества - сомневаюсь. Через какое-то время людям надоедает эмпатировать постоянным страданиям мученика.

Кстати, не могу сейчас вспомнить, где Иешуа говорил, что нужно страдать. И предсмертным мукам он сам рад не был. Возможно, культ мученичества возник во время гонений на христиан, когда кого-то считали святым только потому что он пострадал за идею.

Вообще, крайний аскетизм был и в других традициях. Вера в то, что количество страданий и счастье в мире уравновешенно, значит пострадав можно надеяться на счастье в будущем, особенно после смерти.

И, похоже, что это побочный эффект эволюционно-возникшего механизма для социального взаимодействия который есть и у некоторых стайных животных. "Я сделал что-то (для других, например), хотя мне это было и неприятно, значит могу расчитывать на что-то хорошее (помощь тех других)". Без этого механизма взаимопомощь была бы невозможна.

Еще интересная идея пришла - служение божествам, вместо вожаков стаи :)

да, интересно ) может, и оттуда механизмы.

ну, про одиночество я имела в виду, что не завоевывать симпатии сочувствием - с этим сложно, да - а разводить на вину близких; хоть и без удовольствия, но всегда найдутся такие, кто не сможет устоять (особенно среди родственников).

понравилось также про закон Дао - в жизни и правда все есть. и нельзя сказать, что может быть всегда только плохо или только хорошо! хотя если человек по жизни негативист, то и то "лучшее" для него будет тьфу! - он не сможет им толком насладиться.
но все равно, настрой разный может быть: например, просто стоически проходить испытания и ждать, что будет лучше (а оно точно будет). а можно торговать: ну я же столько мучился - ну когда же?!
по своему же опыту знаю - не канает! :)
все-таки, настрой важнее всего, от него зависит уровень счастья - стараться быть благодарным за все, что происходит. а также извлекать опыт из страданий ассимилировать его, иначе скелеты будут тянуться за спиной бесконечно...

Симпатию сочувствием еще как завоевать, по-моему) Я до конца не могу понять почему предполагается что если сочувствие то только страданиям?

ну, здесь именно об особом отношении к собственным страданиям...

И еще невольно высплывает к теме о страданиях - такая эмоция как "жалость". По-моему очень интересная и неоднозначная эмоция над которой лично я думаю уже достаточно долгое время. Может напишешь статью о ней, обсудим)

ой какая неоднозначная!.. сама парюсь. у меня тут пока больше вопросов, чем ответов.
но посмотрим, может, что созреет ;)

"В психологии страдание рассматривается как состояние сильного внутреннего конфликта человека, когда различные внутренние желания или побуждения входят в противостояние друг с другом"
Исходя из этого - страдание это эмоциональное состояние которое
1) Неизбежно - инфантильно представлять себе "успешную" жизнь без страданий
2) Является необходимым как впрочем и любая другая эмоция или чувство. В этом я имею в виду, что она как любое другое чувство или эмоция дает нам сведения о состоянии нашей души, психики - нужное подчеркнуть. А без этого - мы не смогли бы жить и меняться, менять наше поведение (на что в частности не способны другие млекопитающие которые считается что не страдают, им больно голодно, холодно и т.д У них нет пресловутых внутренних конфликтов).
3) Если оно используется как манипуляция - то это опять таки ничем не выделяет страдание из других эмоций, которые будучи использованы как манипуляция - используются не по назначению (не как некий сигнал о том что происходит с нами приятный или неприятный это уже другой вопрос)

По поводу аскетизма - очень странно само восприятия аскетизма как страдания. Для меня это совсем не так.


Если я правильно понял, тема о возвеличивании идеи страданий, а не о том, что их не должно быть.

А аскетизм бывает разный. Я под аскетизмом имел в виду именно намеренное причинение себе страданий, а не просто умеренность.
Понятное дело, что даже в первом случае будет доля приятного.

"Одна – это склонность к чувственным удовольствиям по отношению к чувственным объектам: низкая, пошлая, обывательская, невежественная, не приносящая пользы. Другая – это склонность себя изнурять, тяжкая, невежественная, не приносящая пользы."

Вообще судя по развитию диалога, получается, что статья не о страдании по-сути, а о вреде крайностей в целом, и о перекрученных и неадеватных взаимоотношениях со своими эмоциями.)

не знаю. если для тебя так, то и про это тоже!

А уж по поводу наставления Христа нам страдать - это вообще очень странно. уже частично писал выше человек, и действительно если почитать Новый завет, Христос и близко не говорил о страдании как самоцели, пути к богу и т.д и т.п

да и я не говорю, что он. я вопрошаю: откуда это взялось-то? сами люди так истолковали, должно быть.

А по поводу высказывания Кастанеды - меня в Христе восхищает его способность любить, а не все спецэффекты, хоть распятие хоть воскрешение, несмотря на то что они так же имеют свою символику и значение в этой матричной истории.

К сожалению, не всех именно это восхищает.

(Deleted comment)
  • 1